Молодежный портал Molod - логотип  
Вход в личный кабинет
Садовничий В. А.
Образовательная пирамида

Представьте себе такую сцену: ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик В.В. Садовничий стоит на одной из оживленных центральных улиц Москвы с рекламными проспектами в руках и агитирует абитуриентов поступать в Московский Университет? Что, не получается?

Представьте себе такую сцену: ректор МГУ им. М.В. Ломоносова, академик В.В. Садовничий стоит на одной из оживленных центральных улиц Москвы с рекламными проспектами в руках и агитирует абитуриентов поступать в Московский Университет? Что, не получается? Ладно, можете и не стараться. Конечно же, ректору МГУ незачем это делать, Университету и так хватает желающих потупить. Только не смейте, пожалуйста, подумать, что сцена, возникшая в моем воображении, не может нигде и ни с кем повториться. Прочитав мое повествование до конца, вы убедитесь в обратном.

Сейчас, наверно, не найдется такого человека, который бы не слышал о Московском Международном Форуме “Одаренные дети”. Реклама Форума, на кануне его проведения гремит на всю Россию: проспекты, плакаты, факсы, газеты, телеэфир “России”, ТВЦ, НТВ. Об этом форуме знают в каждой московской школе. Масштаб форума имеет грандиозные размеры, о чем свидетельствует его статус – Международный. Казалось бы, что в этом плохого? На первый взгляд, вроде бы ничего. Одаренные дети со всех уголков нашей необъятной матушки-России съезжаются в Москву, желая стать лауреатом Форума. Но здесь невольно напрашивается вопрос: что же происходит дальше.

А дальше Лауреаты “могут удостаиваться специального права быть зачисленными в Институт Гуманитарного Образования без вступительных экзаменов на бесплатной основе, на выбранный факультет”. Жаль, что не все так просто. Как протекает сам процесс “обучения” - это и есть предмет моего расследования.

Пока в сознании юных абитуриентов только формируется мнение о вузах, количество которых сейчас растет, как грибы после дождя, хотелось бы поделиться собственным опытом. Печальный он или удачный, судить вам, но он есть.

В одну из московских школ пришел факс с информацией о неком ИГУМО. Директор ознакомила нас с этим факсом. Из него стало ясно, что это институт, приглашающий на бесплатное обучение абитуриентов, на дневное отделение по итогам вступительных экзаменов. Вуз работает в системе образования 11 лет, обладает собственным зданием, имеет государственную лицензию и аккредитацию. Не знаю, как вы, а я на тот момент не имел представления об этом институте, но все же поехал на рекогносцировку.

Первая поездка впечатлила меня. Серое, невзрачное здание институт не напоминало, поэтому я посмотрел адрес, что бы убедиться точно. При входе, стены были украшены красочными плакатами. На них было запечатлено, как знаменитые люди награждают детей-лауреатов. Оказалось, что институт славится учреждением и проведением Московского Международного Форума “Одаренные дети”, Президентом которого является полпред Президента РФ В.В. Путина в центральном федеральном округе Г.С. Полтавченко. Форум проходит шестой год в Колонном зале Дома Союзов по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В нем принимают участие талантливые школьники со всей России, в том числе дети-инвалиды и дети-сироты, что бы получить главный приз – бесплатное образование. В 1994 году институт получил гранд Дж. Сороса “За качество инноваций в образовании”. Ректор ИГУМО – учредитель Форума, профессор Н.Ф. Апатенко, включена в издание “Лучшие женщины России”. Кроме того, девиз вуза звучал так: “Мы за возрождение профессиональной, творческой и духовной элиты России ”. Мне поведали без скромности, что здесь учится элита России. В институте кипела бурная жизнь, задолго до начала учебного года. Было видно, что Институт Гуманитарного Образования интенсивно готовится к приему студентов. Ну, как? Не правда ли заманчиво? Внедрившись не заметно, я стал участником институтской жизни.

Вступительные испытания позади и я уже студент факультета журналистики. Декан, главный редактор газеты “Деловая Москва сегодня”, генеральный директор издательского дома “Деловая пресса” Т.С. Савельева. Но не думайте, что все так быстро и замечательно открывает дорогу образования.

Следуя устному договору с ректором (иных документов не предусматривалось), потенциальные студенты, чтобы поступить и обучаться весь дальнейший образовательный срок, должны были пройти обязательную летную практику. В то время, когда другие абитуриенты, возможно, отдыхали, я должен был трудиться ежедневно с 10 утра до 6 вечера. Тем более что работа была сложной не обычной. Вы не за что не догадаетесь, чем мы занимались. Неожиданно на нас свалился тяжелый ком самой разной работы: погрузка, разгрузка, ремонт аудиторий, работа за оргтехникой, которая по времени превышала все нормы Минздрава. И многое другое, что приказывала ректор, матушка Неонила. Именно с ней (вы когда-нибудь видели, чтоб сама ректор уговаривала поступить в институт?) мы искали потенциальных студентов ИГУМО прямо на улице, раздавая проспекты, которые сами же предварительно изготавливали. Ректор научила нас агитировать абитуриентов. Приставая возле вузов к обремененным сдачей экзаменов и обеспокоенными их результатами поступающим, мы повторяли один и тот же зазубренный текст: “Здравствуйте! Я из Института Гуманитарного Образования. Это самый лучший вуз города Москвы. Мы приглашаем вас, получить высшее образование”. И протягивая листовку, добавляли: “Возьмите запасной вариант”, - не смотря на то, что нас гоняла охрана, и реклама была запрещена. Но и это еще не все, ведь именно мы должны были находить участников и жюри Форума, а так же спонсоров Форума, выпрашивая у них деньги и помощь. Кстати, за диплом мецената Форума благотворитель должен был выложить 2012 у.е. Вечерело. Приходило время отчетов о результатах выполненной работы. Ежедневно каждый лично докладывал ректору о том, сколько абитуриентов поймал в “ловушку” и сколько уговорил спонсоров. Согласитесь, работа не из лучших. При этом, если Н. Ф. Апатенко не устраивали результаты она безжалостно отчисляла еще не зачисленных студентов. Всех наполнял страх, при виде подобных примеров. Она делала это публично и всякий раз говорила: “Прощайте, нам с вами не по пути”. Поверьте, что после всего этого домой мы отправлялись далеко не в 18 часов, как было обещано, гораздо позже. Естественно такие условия устраивали, тех чье материальное положение не позволяло учиться на платной основе. Кстати, студенты, заплатившие определенную сумму (которая явно была выше остальных цен в коммерческих образовательных учреждениях) приступали к обучению, не проходя вступительных испытаний.

2 r0b0ts

Изнурительная практика подошла к концу, до начала занятий оставались считанные дни. Практика – полбеды, беда – само образование, начать получать, которое можно было, лишь заплатив в кассу института 150 условных единиц, якобы на развитие института. И это притом, что преподавателей себе мы искали самостоятельно. Отметив начало учебного года “Осенним балом” первокурсники бесплатного отделения начали учиться и работать, только теперь во время пар. Задевая краем образовательный процесс, все сразу почувствовали, что в этом вузе качество преподавателей оставляет желать лучшего. Институт оказался не таким элитарным, как повествовали многотиражные листовки.

Общественные настроения накалялись, студенты активно обсуждали деятельность института, и вот наконец-то кто-то не выдержал. Наступил предел терпения, когда требования превышают возможности. Это был первый акт сопротивления. Старший брат одной из студенток, лауреата Форума после ее негативных рассказов об институте, позвонил в прямой эфир телепрограммы “Времечко”, где изложил проблему. Сама студентка, естественно на это не решилась, так как боялась наказания (отчисления) строгого руководства. Брат сообщил, что сестра приходит из института очень поздно, подавленная и уставшая , плачет, жалуется, что нет времени учится, и вообще устала от “концлагерной” атмосферы. “Времечко” обещало разобраться в не легкой ситуации, но дальше обещаний дело не пошло, так как журналистов программы не впустили в здание института. Однако в самом институте программой заинтересовались. После просмотра эфира, относительно изложенных сведений помощник ректора поспешила принять меры. Всех собрали в актовом зале и стали выяснять, кто совершил столь смелый звонок. В конце концов “виновницу” вычислили и отчислили. Этот факт взволновал студентов института, и они стали выяснять, какие еще нарушения происходят в рамках деятельности института. Мне лично пришлось видеть в справочнике для абитуриентов, поступающих в вузы, ложную информацию об ИГУМО. В колонке “год основания” был почему-то указан 1950 год (получается, что журфак МГУ младше), а вместо восьми реально существующих факультетов презентовалось десять. В рекламе института здание изображалось с колоннами. Не могу понять от куда они могли так быстро вырасти. Я по крайней мере их не наблюдал. В последствии оказалось, что вуз не имел государственной аккредитации на некоторые факультеты (в т.ч. и факультет журналистики), хотя ректор била себя кулаками в грудь, клянясь, что она обязательно появится. По сути, она обманывала студентов, как юридически, так и в процессе работы.

Те, у кого не оставалось сил работать, переходили на “платное”, так или иначе, спонсируя форум и страдая от обучения ниже программ Мин образования. Большинство студентов, как плативших за “воздух”, так и работающих не на одно, а на десять бесплатных образований, разочаровались в институте и покинули его аудитории на всегда. После скандала ушел очередной декан журфака (при мне они менялись четыре раза), а за ним журналисты” второго курса и я.

Вот такая поучительная история. Учитесь на ошибках, но лучше их не допускайте. Все это я писал не для того, чтоб заполнить место в газете, а чтоб вы приняли мое повествование во внимание. Я очень хочу, чтоб вы прежде, чем пойти в негосударственный вуз, хорошенько подумали, а лучше выясните его “подноготную”. Может кто-то мне не поверит, но я испытал это на себе, я такой же как и вы.

После ухода я много разговаривал с работниками Института Гуманитарного Образования. По свидетельствам работников ИГУМО, не имеющих московскую регистрацию, за бесплатное питание и проживание в институте ректор лишала их основного документа – паспорта. Как известно, пункт 22 Извлечения из Положения о паспорте гражданина Российской Федерации гласит: “Запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ”. Неужели “первое лицо” института не читала этого Положения. Вряд ли в данном случае изъятие предусмотрено законодательством РФ. Девушка из приемной комиссия перед своим уходом с места работы поделилась: “Не легко было говорить абитуриентам, что институт престижный и что образование здесь бесплатное”. Я ее понимаю, а что ей оставалось делать? Были нужны деньги, а заработать их в Москве провинциалке не так-то просто. Этим и пользовалась ректор Н.Ф. Апатенко, зная, что она всевластна в институте. Она, как спрут, везде распустила свои щупальца. Ее любовь к детям понятна, она на них наживается. Хоть ректор и ходит в рваных сапогах для пафоса, но все видели ее автомобиль и загородную усадьбу, куда она приглашала свиту из верно преданных студентов. А верно поданные после поездки, в разговорах с гордостью доносили, что ректор помогает отмывать деньги спонсоров. Так это или не так утверждать сложно. Но в нашей стране за деньги, возможно, все, в том числе и детские таланты, использовать для отмывания денег.

Почему же, не смотря на нарушение ряда норм законодательного права, до сих пор этот вуз существует? Это нужно тем, кому выгодно, догадывайтесь сами. Потребность в обучении тем или иным специальностям есть, следовательно, оказание образовательных услуг прибыльный бизнес. ИГУМО занял свою рыночную нишу и пытается, как любое другое предприятие выжить в условиях конкуренции.

А тем временем идет усиленная подготовка к новому Форуму “Одаренные дети”, факсы разосланы во все регионы России, лучшие концертные залы Москвы арендованы, и все ждут этого праздника детских талантов. Телеэфир каналов “Россия”, ТВЦ, НТВ, занят прокруткой пропаганды и рекламы Форума и Института. В 2011 году девиз форума звучит так: “Воспитание души – истинное служение отечеству”. Что за этим стоит, вы к счастью теперь знаете. Я уже “воспитал” свою душу в ИГУМО. Кто следующий? Ведь пока, пока бесплатный сыр лежит в мышеловке и манит вас своим запахом, у вас абитуриентов будет, возникает обоюдное желание отведать его на вкус. Надеюсь, что среди прочитавших этот материал, никто не попытается поступать в этот вуз. И все-таки надеяться еще можно, ведь до вступительных экзаменов у вас еще есть огромное количество времени. Готовьтесь! И смотрите, не попадайтесь в мышеловку! А то. … А в прочем, что это я? Думайте сами и решайте сами.

Безруких Павел.

Популярные публикации

 Технология «Пикапа»

 Как вязать галстуки

 Как составить резюме

 Японская диета

 Ваша «оболочка» или имидж мужчины

 Молодой специалист: как выгодно себя продать?

 "Серые" мобилы

Источник Molod
Публикация 30 мая 2011
Последнее обновление 30 мая 2011
Обсуждение: Образовательная пирамида

Участие в этом проекте!
О Molod... Контакты Размещение рекламы Наши Друзья Правовая Информация Спонсоры